Краткая история цифрового искусства

Краткая история цифрового искусства

Цифровая эпоха знаменует не просто новую главу истории искусства, а переломный момент: то, как создается, курируется и потребляется искусство, подвергается глубоким метаморфозам.

Цифровое искусство – это сфера, в которой видения прошлого становятся реальностью нашего времени. Работы итальянских футуристов – от одержимости динамизмом в пространстве Умберто Боччони, исследования пространства и света представителями течения ZERO, такими как Хайнц Мак и Отто Пине – служили прототипом кинетической вибрации и сияющих пикселей цифрового искусства. Важное влияние на одиссею цифрового искусства оказал послевоенный дух времени; в эту эпоху такие художники, как Бен Лапоски и Гордон Паск, использовали только зарождающуюся компьютерную технологию для создания искусства, которое по своей сути было генеративным и интерактивным. Oscillons Лапоски и MusiColor Паска воплотили кибернетический дух, объединив алгоритмические процессы с эстетическим видением.

С эволюцией оборудования от осциллографа до мейнфрейма развивалось и художественное выражение, выходя за пределы физических носителей и исследуя безграничный потенциал кода. Эти авангардные движения создали базу для цифровой эпохи.

Своим резким отходом от традиций и погружением в технологии итальянские футуристы заложили философскую базу революционной природы цифрового искусства. Они сосредотачивались не только на изображении реальности, но и на создании новой, виртуальной реальности еще до появления этого термина. Их увлечение движением и индустриализацией заложило основу динамических визуальных эффектов, которые стали определяющими для цифровых произведений.

Движение ZERO также заложило основы минималистической эстетики цифровых интерфейсов с их монохромными полотнами и световыми структурами. Эти творцы, как и многие современные цифровые создатели, не довольствовались статикой; они стремились создать искусство, которое движется, искусство, которое трансформирует, искусство, которое взаимодействует.

Эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1935) стало предвестником вызовов и изменений, которые технология привнесла в мир искусства. Беньямин размышляет о судьбе «ауры» – уникального присутствия и подлинности произведения искусства в его оригинальном контексте – в эпоху технологического воспроизведения. Эта аура, как утверждает Беньямин, уменьшилась, когда искусство стало механически воспроизводимым. Сегодня, когда цифровое искусство можно воспроизводить без ограничений и проверять его уникальность, мы сталкиваемся с новой интерпретацией ауры в эпоху блокчейна. Цифровой «оригинал» существует одновременно нигде и всюду, его подлинность удостоверена цифровым реестром, а не его единственным физическим присутствием.

Краткая история цифрового искусства
Георг Нис. Шелкография на основе рисунка плоттера, 1970 год

Развитие генеративного искусства пришлось на 1950–1960-е годы, когда были созданы колебательные модели Бена Лапоски и кибернетические скульптуры Гордона Паска, который использовал электронные и кибернетические принципы для создания искусства, реагирующего на аудиторию и взаимодействующего с ней. Это было видение искусства, которое отражало отход итальянских футуристов от прошлого в пользу будущего, управляемого машинами. Фридер Наке, Георг Нис, Манфред Мор и Вера Молнар использовали компьютеры для создания искусства, что бросало вызов традиционности, позиционируя алгоритм как лучший инструмент для художественного процесса. Эта идея перекликается с современной практикой генеративного искусства в блокчейне, где алгоритм является не только способом, но и сообщением, автономной силой, которая постоянно создает и переопределяет произведение искусства.

Краткая история цифрового искусства
Вера Молнар. Déportées Du Sillon, 1985 год

В контексте этих исторических прецедентов роль куратора в цифровом искусстве выходит за рамки простого представления работ. Кураторство – это интеллектуальная и творческая деятельность, форма культурного повествования, которая контекстуализирует и интерпретирует произведения в рамках более широкого нарратива. Это предполагает построение диалога не только между разными произведениями искусства, но и между произведениями искусства и их аудиторией. Кураторы – это посредники смысла, создающие опыт, который обучает и провоцирет. Они углубляются в замысел художника, социально-политические последствия произведения и восприятие аудитории, прокладывая между ними мосты. Кураторство цифрового искусства также направлено на решение проблемы представления произведений искусства, существующих только на экране или в виртуальной реальности. Это требует полного понимания возможностей и ограничений технологии, оценки концептуальных основ искусства и чувствительности к взаимодействию аудитории с медиумом.

Заглядывая в будущее, можно сказать, что цифровое искусство и его кураторство тесно связаны с инновациями. С популярностью искусства в блокчейне роль куратора также станет шире, включая аутентификацию и хранение цифровых работ.

Развитие компьютерного искусства с середины ХХ века до его нынешнего проявления в эпоху блокчейна представляет динамичное взаимодействие технологических инноваций и художественных поисков. Эта эволюция, отмеченная периодами скептицизма и достижений, отражает более широкую историю искусства, по мере того как оно адаптируется к появлению новых сред и меняет форму.

Значительное изменение общественного восприятия искусства, созданного компьютером, произошло в 1965 году после выставки работ А. Майкла Нолла и Бела Джулеша под названием «Компьютерные изображения» в галерее Говарда Вайза в Нью-Йорке. Это был первый случай, когда созданные компьютером работы выставили в галерее США, бросив вызов традиционным представлениям об искусстве и начав диалог о легитимности и потенциале этой новой формы. На выставке были представлены увеличенные экземпляры работ, в том числе стереограммы, которые побуждали зрителей взаимодействовать с произведениями, созданными с помощью алгоритмов и вычислений.

Краткая история цифрового искусства
Майкл Нолл. Компьютерная композиция с линиями, 1964 год

Краткая история цифрового искусства
Георг Нис. Гравийные камни, компьютерное изображение, 1968–1971 годы

В этот период традиционные художники тоже начали вдохновляться компьютерным искусством. Художник-экспериментатор Нам Джун Пайк, которого сейчас считают одним из основателей медиаискусства, проявил большой интерес к выставке в галерее Говарда Вайза и даже выучил язык программирования FORTRAN, что свидетельствовало о росте интереса традиционных художников к возможностям компьютерных технологий.

Выставка Cybernetic Serendipity в 1968 году в ICA в Лондоне, куратором которой была Яся Рейхардт, стала амбициозным, успешным и выдающимся событием. На ней был представлен широкий спектр работ, включая музыку, компьютеры, танцы, аппараты и графику. Результатом выставки стало создание Британского общества компьютерных искусств и объединение сообщества вокруг этой новой формы искусства. Особого внимания заслуживала Colloquy of Mobiles Гордона Паска – интерактивная инсталляция подвешенных роботов, которые могли общаться друг с другом посредством света. Посетители могли присоединиться к разговору с помощью фонарей и зеркал. Историческое значение Colloquy of Mobiles заключается в том, что это был первый пример машин, общающихся с машинами.

Краткая история цифрового искусства
Георг Нис. Шелкография на основе рисунка плоттера, 1970 год

В конце 1960-х годов компьютерное искусство стало появляться на крупных выставках, таких как Нюрнбергская и Венецианская биеннале. Вышеупомянутые Георг Нис, Фридер Нейк и другие были там частыми участниками, что свидетельствовало о все большем принятии и признании компьютерного искусства в мире широкого искусства. Эти выставки подчеркнули инновационный потенциал кинетического и нового медиаискусства и проложили путь для более сложных и концептуальных работ в течение последующих десятилетий. Несмотря на это, данная форма искусства до сих пор остается относительно нишевой.

Кураторский подход к цифровому и компьютерному искусству в этот период был экспериментальным и исследовательским. Кураторы и организаторы выставок представляли работы, часто находившиеся в разработке, что требовало понимания как художественного видения, так и технологической основы. Эта эра экспериментов заложила основу для того, чтобы будущие кураторы подходили к цифровому и компьютерному искусству с тонкой и информированной точки зрения.

По мере развития технологий появились новые возможности для цифрового искусства. Создание более доступных и мощных компьютеров в 1980-х годах позволило таким художникам, как Энди Уорхол, экспериментировать с цифровыми медиа, расширяя границы того, что считалось «искусством». Работа Уорхола над Commodore Amiga 1000 стала поворотным моментом для цифрового искусства. Появление интернета породило сетевое искусство и онлайн-галереи, что расширило охват и влияние цифрового искусства. Традиционный мир искусства, пронизанный ценностью уникального и физического, теперь столкнулся со средой, в которой дублирование не равно деградации. Цифровые эксперименты Уорхола поставили под сомнение концепцию оригинальности и намекнули на будущее, в котором разница между произведением искусства и его копиями станет размытой.

Краткая история цифрового искусства
Commodore Amiga 1000 Уорхола, 1985 год

Искусство в блокчейне представляет собой революцию, подобную разрыву с прошлым художников-футуристов и представителей движения ZERO. Оно олицетворяет новое определение подлинности и собственности – характеристик, исторически неведомых цифровой сфере. Данный вид искусства использует блокчейн для создания произведений, одновременно воспроизводимых и уникальных, бросая вызов самой природе того, что составляет «оригинальное» произведение искусства. Неизменный реестр становится своего рода куратором, вечным журналом записей, который сохраняет произведение искусства и подтверждает его происхождение.

Поскольку сфера цифрового и компьютерного искусства была полна возможностей с самого начала, художники расширяли пределы возможного, часто представляя будущее, в котором технологии могли бы соответствовать их видению. Это ощущение постоянных инноваций и прогрессивное мышление продолжаются в современном цифровом искусстве. Мы находимся на подобном этапе рождения цифровых артефактов Ordinals.

Это непрерывный процесс экспериментирования и развития, поэтому для художников и культурных профессионалов так важно участвовать в разработке (здесь важно, чтобы все внимание не было сосредоточено на «особенных» сатоши или интеграции последних «фишек», но и чтобы само искусство не оставалось без внимания).

В качестве примера я хотел бы привести NFT-коллекцию HAHAcards.

Коллекция HAHAcards создана мною в сотрудничестве с криптосоздателем Burst и называется HAHArtifacts. Она содержит 123 уникальные карты, работу над которыми Burst начал 10 лет назад, ее создание длилось несколько месяцев. Эти пустые карты, подаренные моему напарнику его отцом-художником в 2013 году, стали коллекцией цифровых артефактов. Нашей целью было не только оцифровывание этих карт, но и интегрирование элементов классического искусства в цифровую сферу. Это включало масштабирование цифровых карт до их физического размера и встраивание детальных метаданных, подобных печатным каталогам.

Мы также экспериментировали с функциями Биткоина. Каждое из 123 названий сатоши заканчивается на «haha», что соответствует тематике нашего проекта. Адрес нашего кошелька также заканчивается на haha, что придает уникальность первым транзакциям и указывает на происхождение. В частности, мы начали вписывать карточки в «haha-блок» (блок 801,801), что является тонкой игрой цифр и букв в порядке их появления в алфавите.

Краткая история цифрового искусства
HAHArtifacts

Краткая история цифрового искусства
HAHArtifacts

Это было не просто создание цифрового искусства; это было исследование времени и материи в цифровом формате, в частности, в рамках порядковой теории. Использование Ordinals имело огромное значение для реализации нашего видения и подчеркнуло важность синергии между разработчиками и художниками в продвижении протоколов цифрового искусства. Мы также обеспечили индивидуальный подход для коллекционеров, позволяя им выбрать HAHAcard, который им нравится, поскольку мы верим в индивидуалистическую природу оценки искусства. Эта инициатива стала частью более широкого содействия сотрудничеству между разработчиками, художниками и культурными деятелями. Частично она послужила созданию Inscribing Atlantis, организации деятелей культуры и разработчиков, которая помогает художникам переносить свои произведения в сеть Биткоина. Первая коллекция Amsterdam Blooms была недавно представлена ​​на первом крупном мероприятии Ordinals под названием Inscribing Amsterdam.

Краткая история цифрового искусства
HAHArtifacts

Краткая история цифрового искусства
HAHArtifacts

В общем, цифровая история искусства богата и непроста, она отражает коллективный путь художников, кураторов и общества на протяжении веков. От желания итальянских футуристов уловить ритм машины до минимализма группы ZERO, от ранних электронных экспериментов до современных сетевых творений, идеи резонируют с новой актуальностью по мере развития цифрового искусства. Продолжая исследовать цифровой ландшафт, мы должны помнить, что пиксели, которые светятся сегодня на наших экранах, – такая же часть нашего культурного наследия, как краска на холсте. Они являются отражением нашего времени, а также диалогом с нашей историей. Будущее искусства уже здесь, но не как замена тому, что было ранее, а как продолжение человеческого стремления творить, делиться и увековечивать свой опыт.

Биткоин все меньше интересует преступников Биткоин все меньше интересует преступников Биткоин больше не является доминирующей криптовалютой на черном рынке. Политики должны принять эту новую реальность. Bitcoin Magazine 01 декабря 2023
Биткоин-ETF: трансформация сферы финансов и политики Биткоин-ETF: трансформация сферы финансов и политики Запуск спотовых биткоин-ETF свидетельствует о том, что Биткоин никуда не денется, и политикам придется свыкнуться с этой новой реальностью. Bitcoin Magazine 01 декабря 2023
Как выглядит будущее при Биткоин-стандарте Как выглядит будущее при Биткоин-стандарте Каковы реальные последствия для различных аспектов глобального общества, если Биткоин станет гравитационным центром мировой экономики? Bitcoin Magazine 01 декабря 2023